За что сожгли на костре Жанну д’Арк

 

30 мая 1431 года в Руане была сожжена на костре Жанна д’Арк («Орлеанская дева») — национальная героиня Франции, которой было всего девятнадцать лет. В своей стране ее считали Божией посланницей, которой было суждено снять осаду Орлеана, возвести дофина Карла на трон и изгнать британских захватчиков из Франции.

За что сожгли на костре Жанну д’Арк

Шла Столетняя война, в которой Жанна д’Арк участвовала как главнокомандующий французскими войсками, и была захвачена в плен бургундцами, передавшими потом ее своим союзникам-англичанам. Англичане давно «точили зуб» на Жанну за ее победы под Орлеаном и на Луаре, и хотели, конечно, снять нимб с головы посланницы Бога. Но, так как доказать ее вероотступничество и богохульство было практически невозможно, инквизиция обвинила ее в ношении мужской одежды. Это была основная вина, за которую ее и казнили, ведь тогда для женщины носить «непотребную мужскую одежду» являлось преступлением против Бога.

Греховность мужского одеяния Жанны особенно подчеркивалась в словах протокола обвинительного процесса над ней: «… эта женщина, презрев всякое достоинство, приличествующее ее полу, презрев всякий стыд и честь, присущие женщине, с неслыханной дерзостью носила непотребные мужские одежды». На фоне туманных намеков на идолопоклонство и колдовство, ношение мужского костюма выдвигается в качестве, едва ли, не главной причины начала инквизиционного процесса. В письме Генриха VI Английского, написанном 28 июня 1431 года, также подчеркивается роль одежды в окончательном решении судьбы недавно казненной Жанны.

За что сожгли на костре Жанну д’Арк

Вот вам и унисекс, и родина всемирной моды! Давайте попытаемся разобраться, что же вынудило Жанну д’Арк надеть мужской костюм, столь трагично повлиявший на ее судьбу.

Несмотря на то, что Жанна носила короткие волосы и одежду для мужчин, она не была лесбиянкой. Наоборот, у нее были женственные формы и довольно большая грудь, а также гармоничные черты лица. Сегодня мы знаем, что Жанна имела рост 1 м 58 см и, кроме всего прочего, была девственницей, что также является доказательством подлинности его божественной миссии. Однако, ей придется делить ночлег и кров с грубыми солдатами во время сражений. А, как известно, «никто из них не склонен к похоти»!

За что сожгли на костре Жанну д’Арк

Все точки зрения на причины, побудившие Жанну надеть мужской костюм, можно разделить на три группы.

Одни объясняют выбор Орлеанской Девы чисто практичными соображениями: для военного дела больше подходит мужское одеяние. Это предположение нашло подтверждение в словах самой Жанны во время суда: «Спрошенная, по какой причине она надела мужскую одежду, ответила, что среди мужчин ей скорее подобает носить мужское, а неженское платье». Многие биографы Жанны д’Арк, в том числе служители церкви, настаивают: если девушка и нарушила запрет, согласно которому «на женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок перед Господом, Богом твоим, всякий делающий сие», то сделала это вынужденно, чтобы предотвратить более тяжкий грех — соблазн.

Другие выдвигают на первый план причины социально-психологические: сознательное изменение костюма в эпоху его символического восприятия означало разрыв с заранее предписанной обществом ролью и сословными барьерами.

Третьи проводят параллели с историями о святых женщинах, изменивших одеяние, чтобы попасть в монастырь и следовать идеалу благочестивого поведения, тогда доступному только мужчинам (например, истории святой Маргариты-Пелагии и святой Марины из «Золотой легенды», святой Ефросинии, останки которой покоются в Компьене, святой Евгении Александрийской и святой Хильдегунды из Шонау).

За что сожгли на костре Жанну д’Арк

Мотивы, побудившие Жанну д’Арк облачиться в мужской костюм, — тайна ее внутреннего мира, которую мы, едва ли, когда-либо разгадаем до конца. Но мы сможем приоткрыть завесу этой тайны, если выясним, как отнеслись окружавшие тогда Жанну люди к ее выбору. Вызывало ли ношение женщиной мужской одежды во времена Жанны д’Арк в людях резкого неприятия, как нечто новое и немыслимое?

Отношение современников Жанны д’Арк к ее одеянию было неоднозначным — от полного равнодушия до резкого неприятия.

Так, вскоре после неудачного штурма столицы 8 сентября 1429 года, состоявшегося при участии Жанны д’Арк, неизвестный парижский клирик писал: «Если бы она была послана Богом, она не надела бы одеяния, запрещенного женщине Богом и каноническим правом под страхом отлучения».

За что сожгли на костре Жанну д’Арк

Полемика, имеет или не имеет право Жанна д’Арк носить мужской костюм, и в среде служителей церкви не стала всеобщей: симпатизировавший Деве римский клирик защищал ее от обвинений в магии и святотатстве, игнорируя упреки в ношении мужской одежды. Автор знал, что Жанна носит латы поверх мужского камзола и шосс, но эта информация в его подаче выглядит совершенно нейтральной.

 

Даже парижские доктора теологии, стремившиеся добиться осуждения Жанны перед лицом папы, «утверждали, что она грешит против веры, потому что хочет, чтобы верили ее слову, и заявляет, что она знает то, что должно случиться». А такая важная впоследствии улика, как мужское одеяние, вообще не принималась ими к рассмотрению.

За что сожгли на костре Жанну д’Арк

Внимание к одеянию Жанны д’Арк не было, таким образом, ни всеобщим, ни всецело неодобрительным. Модный светский мужской костюм, подчеркивающий контуры тела, действительно подвергался нападкам со стороны ряда церковных моралистов. Осуждавшие «непотребный костюм» Жанны д’Арк клирики, возможно, исходили не столько из того, что он мужской, сколько из того, что он богатый. Изредка костюм Жанны хвалили, но, в основном же, к ее одеянию относились нейтрально.

Образ облаченной в латы девушки во главе войска не противоречил духу пьес, ставившихся в те времена в благочестивых целях, и, возможно, при участии тех же монахов и клириков.

За что сожгли на костре Жанну д’Арк

Подводя итоги, мы ясно видим: мужская одежда Жанны д’Арк была фактом, заслужившим устойчивое внимание более чем ограниченного круга людей. Даже среди клириков, относившихся к ней в большинстве своем скептически (или враждебно), и даже в стане ее противников не все осуждали ее за выбор костюма.

«Многие говорили и утверждали, что из-за зависти французских полководцев и расположения некоторых членов королевского совета к Филиппу, герцогу Бургундскому, и мессиру Жану Люксембургскому стало возможным сжечь названную Деву в Руане без всякой иной причины и вины, кроме той, что во время всех ее побед она носила непотребное платье». Миряне, далекие от высоких богословских понятий о формальных отличиях божественных видений и голосов от дьявольских наваждений, не вполне осознавали, за что Орлеанская Дева была отправлена на костер. Тогда им в качестве главной улики против Жанны была преподнесена мужская одежда. После чего, недоумение только возросло — выходит, за ношение камзола и шосс любую женщину можно осудить на сожжение. Кто-то просто удивился, а кто-то укрепился во мнении: костюм только предлог для мести англичан, пообещавших сжечь девушку еще весной 1429 года. Так или иначе, интерес современников к мужскому платью Орлеанской Девы, едва заметный в начале ее пути, был сильно подогрет пламенем руанского костра.

Возвращаясь к внутренним мотивам, побудившим Жанну надеть мужской костюм, можно предположить, что ее мнение совпадало с тем, что думали до суда над ней ее современники-миряне. Она не могла понять настойчивости судей, изо дня в день мучивших ее вопросами об ее одежде, она не знала, что ей следует отвечать. Заметим, Жанна не столь уж упорствовала в отказе от женского платья. Спрошенная о том, пошла бы она к мессе в женской одежде, 15 марта она попросила себе длинное платье горожанки. Через день, 17 марта, когда девушке повторно задали этот вопрос, она вдруг ушла от прямого ответа и, словно предчувствуя развязку процесса, сказала: «Если будет угодно Господу, и меня поведут на казнь, и станут раздевать, я попрошу господ судей оставить мне женскую рубашку и головной убор». «Ты говоришь, что носишь твое одеяние по воле Божьей, так почему же ты просишь перед смертью женскую рубашку?» — не унимался мэтр Жан де ла Фонтэн, рассчитывая и здесь поймать подсудимую в ловушку. «Мне достаточно, чтобы она была длинной», — сказала в ответ Жанна.

За что сожгли на костре Жанну д’Арк

Мужской костюм был для девушки средством, помогавшим оставаться собой в походах и темницах, сохраняя природную стыдливость, — таким же, как длинная рубашка, в которой она предстала на эшафоте перед тысячами глаз. Однако чем дальше, тем больше костюм становился своего рода вызовом, брошенным трибуналу. 24 марта обвиняемая говорит: «Дайте мне женское платье, чтобы я могла вернуться в дом моей матери, и я возьму его». На следующий же день она отказывается от предложения надеть женское платье, чтобы пойти к мессе. Высшая точка была достигнута 27 мая 1431 года, когда, спустя три дня после отречения, осужденная вновь надела мужской костюм. Спрошенная о причинах такого поступка, она ответила в числе всего прочего: «Потому что не выполнены данные мне обещания: допустить меня к мессе, дать причаститься святых даров и снять оковы».

Жанна, видимо, боялась отказаться от военного мужского наряда даже временно, потому что она, таким образом, останется без защиты. Ведь женское платье не обеспечит ей защиту от насилия в тюремной камере. Через несколько дней после ее отречения, когда она была вынуждена носить женское платье, она сказала членам трибунала, что «английский лорд вошел в камеру и попытался взять ее силой.» Она возобновила ношение мужской одежды как защиту от назойливости охранников и потому, что ее женское платье забрали, когда она спала, и ей не оставалось ничего иного, как одеть мужское (Вероятнее всего, это были проделки епископа Пьера Кошона).

За что сожгли на костре Жанну д’Арк

Факт возобновления ношения мужской одежды был признан судом, говоря современным языком уголовного права, рецидивом ереси. Этим шагом Жанна обрекла себя на смерть, причиной которой в глазах многих явился мужской костюм. Ожидавший Орлеанскую Деву костер, обеспечил ее костюму славу среди современников и память потомков.

За что сожгли на костре Жанну д’Арк

Ношение женщиной мужской одежды, разумеется, не считалось в те времена нормой, как, впрочем, не считается во многих странах и сегодня. Отклонения от нормы, однако, не всегда вызывают немедленное наказание, иногда их сознательно (применительно к обстоятельствам) терпят, а иногда грань между нормой и отклонением настолько незаметна, что это отклонение игнорируют, пока на него не укажут со стороны. Так было, по нашему мнению, и в случае с Жанной д’Арк. Современники, безусловно, видели в ее облике нечто необычное, но не все из них читали Второзаконие и задумывались над тем, нарушает ли она ветхозаветный запрет. Житейский опыт, напротив, подсказывал, что поведение девушки вполне разумно в тех условиях, в каких она оказалась. Иначе думало меньшинство, но именно его мнение определило судьбу Жанны.

Жанна д’Арк остается популярной фигурой в литературе, живописи, скульптуре и других произведениях искусства со времени ее смерти, и многие известные писатели, режиссеры и композиторы создавали свои произведения о ней. Жизнеописание Орлеанской девы продолжают по сей день театр, кино, телевидение, видео игры, музыка и др.

За что сожгли на костре Жанну д’Арк

Источники: en.wikipedia.org, http://ec-dejavu.ru/j/Joan_of_Arc.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.