Забота о старшем поколении

 

Семья и быт под одной крышей складывается из образа жизни каждого домочадца, особенно, когда в доме, среди нескольких поколений, проживает пожилой человек. Психологическое здоровье семьи во многом зависит от правильного понимания особенностей пожилого возраста. Кто-то из мудрых современников сказал, что жизненный итог должен исчисляться не размером пенсии и трудовым стажем, а количеством детей и внуков, которые бы взяли на себя заботу о своих стариках.

Нельзя сказать, что в дореволюционной России не существовали приюты, богадельни и иные дома присмотра за одинокими и бедными старыми людьми. А в бытовом укладе деревенских общин уход за старшим поколением особых проблем, вообще, не представлял. Отделялись от родителей, взрослые дети обзаводились своей семьей, строили свои жилища рядом с отчим домом или где община укажет. Но, пожилые люди не оставались без попечения своих детей. В их немощи, взрослые дети все, по очереди или кто-то один из них, опекали родителей в своей семье.

Старики делали посильную работу, присматривали за младшими внуками, сидели на завалинке или лежали тихо на печи. До эры неодушевленных информационных носителей, опыт, мудрость, совет старших в семье был неоценимым достоянием. Из уст в уста передавались секреты ремесел, уклад и нормы быта. Внуки, на примере своих родителей, учились уважать стариков, черпали от дедушек и бабушек национальный устный эпос и культуру. Народ был богобоязненным или стеснялся общественного осуждения, ибо почитание родителей не только являлось первой библейской заповедью в отношениях между людьми, но, и общепринятой бытовой нормой.

Одиноких, бездетных стариков община брала под свою опеку или определяла в уездные и губернские центры в государственные или в монастырские дома присмотра. Богоугодным считалось приютить старца пожизненно в семью просто чужим людям.

У сельских жителей тогда не было пенсий по старости. Да и в городе, только государственные служащие и военные, по достижении выслуги лет и безупречной службы или по инвалидности, обеспечивались содержанием. Поэтому, утратившие трудоспособность граждане были предоставлены родственникам, государственным и благотворительным домам присмотра, а, зачастую — никому.

Революция и Советская власть внесла свои коррективы в социальное обеспечение населения. Трудящиеся стали обеспечиваться пенсией по старости или инвалидности. В селе позднее тоже стали назначаться мизерные пенсии колхозникам. Образ жизни сельского человека, по мнению чиновников, близок к натуральному хозяйствованию и позволял обходиться без существенной финансовой дотации государства после окончания трудовой деятельности.

 

После распада СССР, с начала 90-х годов, пенсионный вопрос является одним из основных козырей в баталиях политических сил за свой электорат.

Жизнь под одной крышей трех и более поколений сейчас редкая, а чаще — вынужденная ситуация. Молодые стремятся жить отдельно, да и родственники мужа или жены родными часто числятся на словах. Зять или невестка тоже, как правило, не хотят делить свою половину с родителями. Исключения бываю гораздо реже и продиктованы меркантильными интересами, нежели просто любовью и уважением.

Кто виноват в падении нравов? Безбожие? Революция? Государство? Нищета? Жилищные проблемы? Стремление молодых иметь все и сразу? Непонимание особенностей образа жизни и проблем здоровья пожилых людей создает напряженную атмосферу в семье, бытовую разрозненность. Почему старики в России умирают в одиночестве? Почему они часто оказываются выброшенными на улицу? Откуда берутся изверги, терроризирующие своих родителей? Может, это расплата за покинутых в старости когда-то своих стариков-родителей?

Сейчас народ вновь селится в заброшенных деревнях, поближе к земле-кормилице. Нет ограничений частной жилой застройки. Увеличена квадратура персональной жилищной нормы, пересмотрены проектные задания гражданского жилищного строительства в сторону создания комфортного, просторного жилья, где могли бы жить одной семьей несколько поколений. Коттеджные массивы в городах и пригородах реализуют постулат о том, что человек должен жить на своей земле. Создание родовых поместий стало девизом некоторых общественных движений. Укрепляются семья и быт, нравственное здоровье поколений. Может быть, эти прогрессивные перемены снимут одну из причин нежелания совместного проживания трех и более поколений. Но, а если, по каким-то причинам, такое проживание не возможно, открываются современные учреждения по уходу за стариками, такие как пансионат для пожилых людей в Королеве, где созданы все необходимые условия.

Возвращение к духовным истокам тоже, может быть, изменит отношение к пожилому человеку не только в семье, но и в обществе в целом. Ну, не должны дети оставаться сиротами, а старики одинокими на исходе жизненного пути, не должны они испытывать страха.

Нравственное здоровье каждого, семьи, нации целиком зависит от истинного положения пожилых людей в обществе. Пожилой человек не изгой, не досадная ноша, это закономерный удел каждого, кто приходит к порогу старости. В животном мире естественный отбор избавляет стаю от старых и слабых. А общество людей тем и отличается от животного мира, что берет на себя заботу прежде о слабых: детях, женщинах и стариках. Нет нации без будущего (детей), нет нации и без ее прошлого, носителями которого являются пожилые люди.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.